среда, 31 июля 2019 г.

Про аренду репутации и субсубсубсубподряд.

Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее! Всё страннее и страннее! Всё чудесится и чудесится!
Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»

Консалтинг в условиях кадрового голода все чаще идет на достаточно сомнительные решения. Деньги сегодня важнее, чем репутация завтра.  Пара свежих историй на тему и пара советов покупателям услуг.

История первая: … в доме, который построил Джек.


На днях мне предлагали принять участие в проекте для аутсорсинговой компании. Необходимо было наладить систему контролей, организовать ее внешнюю оценку и отчетность для потребителей услуг. Продажу осуществила представитель «Большой четверки» где-то на западе. Для реализации «на местах» решили кого-то привлечь. Достаточно распространённая практика, пока все нормально. Но дальше что-то пошло не так. Кому-то местному захотелось выступить посредником и, за часть денег, нанять еще кого-то. И пошло, поехало.  Пожалуй, сейчас я не восстановлю всю цепочку передач. Где-то в этой цепочке появилась компания из одного человека, созданная месяц назад, которая подряжала фрилансера, который пытался привлечь меня. Сколько еще участников до первичного исполнителя – я так до конца и не разобрался. Но если бы я дал согласие на участие в этом абсурде, то был бы как минимум субсубсубпорядчиком.
Очевидно, что данный подход чреват как для покупателя, так и для продавца. Покупатель, который заплатил за качество и опыт известной компании, получит ораву бесполезных прихлебателей и неопытных дешевых исполнителей, которые придут подзаработать учась. Вероятность завершения проекта качественно и в срок - крайне мала. Для продавца данный подход – это серьезный репутационный риск. Когда проваливаются проекты, мало кто помнит фамилии исполнителей, но все помнят название компании, с которой был заключен договор. Спросить что-то с субсубсубподрядчиков вряд ли получится, да и репутацию этим не поправишь. А репутация для таких компаний – это почти все.

История вторая. Репутация в аренду, недорого.

Финансовый кризис и кадровый голод достаточно сильно подрезали возможности компаний уровня «Большой четверки», что неблагоприятно отразилось на их качестве услуг. Все чаще в сообществе звучат фразы, что «четверка уже не та», а значит и незачем платить больше. Компаниям «второго эшелона» это открыло прекрасные перспективы участия в тендерах, где раньше шансов выиграть было не много. Но в тендерах нужно показать опыт и знания. У «Четверки» - пускай и пошатнувшаяся, но репутация и опыт большого количества успешных проектов. А аргумента «я так тоже могу» не достаточно. Можно, конечно, взять субподрядчиков с нужно квалификацией. Но им придется отдать практически все, да и свои сотрудники опыта не наберутся. Что же делать? А давайте возьмем репутацию в аренду!
На этой неделе звонит HR менеджер из компании «второго эшелона». Так, мол, и так, учувствуем в тендере и для квалификации не хватает сертификатов. Можно мы вас заявим в нашей команде? Делать ничего не нужно – мы все сами. Ошарашенный этим «предложением», спрашиваю, почему, по их мнению, это могло бы быть мне интересно?  HR менеджер бодренько заявляет, что мой интерес в деньгах за аренду моих сертификатов. Готовы оплатить полгода…  В общем, какой конкретно сертификат им был нужен я так не спросил.  И сколько, по их мнению, стоит моя репутация, тоже.  Вежливо отказался, чем вызвал неподдельное удивление HR менеджера, и попрощался. Второй раз меня ошарашил знакомый из «четверки», который, услышав мою историю, сообщил, что сейчас это – нормальная практика.
Видимо, я слишком консервативный и старомодный. Знаю значение слова «неэтично» и помню времена, когда репутация чего-то да стоила. А сертификаты … пускай пока лежат.  Без аренды.

Что с этим делать?

Риски, связанные с привлечением субподряда или заменой команды на менее квалифицированную, существовали всегда. Но вероятность реализации этих рисков при таком подходе растет многократно. Хорошая новость в том, что средство, которое подходило раньше, сгодится и сейчас. В тендерной документации требуем раскрытия информации по квалификации команды с детализацией участия (роль, задачи, часы) каждого члена команды в проекте. Всю эту историю потом детально отражаем в договоре. И прописываем механизмы на случай, если консультант хочет кого-то менять. Т.е. как и кому консультант озвучивает намерения, как оценивается квалификация кандидатов на замену, кто принимает финальное решение.
Также прописывает пункт о том, можно ли привлекать субподряд. Если да – кому конкретно, механизмы утверждения каждого члена команды. Ну и запрет на дальнейшую передачу. По большому счету, в субподряде нет ничего плохого, если он грамотно обоснован и контролируется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий