Недавно ISACA и Protiviti выпустили 5-е совместное исследование практик ИТ-аудита под названием «Глобальный взгляд на лучшие практики ИТ-аудита». Обе компании достаточно уважаемые и с огромным опытом в области как ИТ так и аудита. И именно поэтому исследование вызвало у меня столько недоумения. Не буду теребить тему того, что слово «лучшие» в контексте «практик» совсем не уместно. Это «ведущие», причем в смысле «наиболее распространённые на текущий момент». Но это перфекционистические бантики. А вот что действительно вызывает непонимание, так это позиционирование ИТ-аудита, как какого-то отдельного направления, которое должно взаимодействовать с аудитом. Да и взгляд на оценку ИТ-рисков тоже вызывает вопросы. Но давайте все по порядку. Выжимки сквозь призму субъективного восприятия.
В исследовании этот раздел состоит из вступления о быстроразвивающихся технологиях и рисках кибер-безопасности, мало отличающееся от вступлений предыдущих исследований. После чего идет 6 наиболее важных по мнению ISACA и Protiviti наблюдений:
На этом резюме для руководителей внезапно заканчивается. На какие мысли руководителей должен был натолкнуть этот неструктурированный поток сознания – остается загадкой. Лично меня это натолкнуло на следующие мысли:Резюме для руководителей
Обычно этот раздел документа пишется для не имеющих времени и не желающих вникать в технические детали руководителей. В него включаются основные мысли, которые мы хотим до этих самых руководителей донести.В исследовании этот раздел состоит из вступления о быстроразвивающихся технологиях и рисках кибер-безопасности, мало отличающееся от вступлений предыдущих исследований. После чего идет 6 наиболее важных по мнению ISACA и Protiviti наблюдений:
- Новые технологии, инфраструктурные изменения в ИТ, а также вопросы информационной безопасности – наиболее распространённые технические проблемы, с которыми сталкиваются ИТ-аудиторы.
- Поиск квалифицированных ресурсов (в сфере ИТ-аудита) – по-прежнему проблема.
- Во многих организациях ИТ-аудит подотчетен руководству мимо руководителя внутреннего аудита, что делает его работу неэффективной.
- Оценка ИТ-рисков абсолютно необходима.
- ИТ аудит нужно больше вовлекать в ИТ-проекты на ранних стадиях.
- Большая часть лидеров ИТ-аудита не могут объяснить сложные технические проблемы не-технической аудитории.
- Если задать вопрос про технические проблемы и предложить список ответов, логично, что выбирать будут те области, в которых их больше всего. Поэтому тренд такой стабильный.
- Проблема в поиске квалифицированных ИТ аудиторов - это часть общей проблемы поиска квалифицированного персонала для внутреннего аудита вообще. К тому же ситуация усугубляется тем, что для эффективной работы ИТ аудитор должен обладать совокупностью навыков, крайне редко сочетаемой в одной личности.
- Почему во многих компаниях ИТ аудит держится особняком – более-менее понятно. Не всегда понимание со стороны руководителя функции зачем же нужно это направление. Да и наблюдение номер 6 (неспособность к коммуникациям) говорит само за себя. Но вот почему сами исследователи позиционируют ИТ аудит как отдельный вид деятельности и пишут (в тексте исследования) о взаимоотношениях между внутренним аудитом и ИТ-аудитом – для меня большая загадка. Кто как не ISACA должна понимать, что ИТ – это функция поддерживающая бизнес, и которую нельзя рассматривать как что-то отдельное от бизнеса? И почему тогда ИТ-аудит – это не часть единого внутреннего аудита, рассматривающего работу бизнеса (и поддерживающие его технологии) как единое целое?
- То же самое про риски. Какие такие ИТ-риски у компании? Если что-то случается в ИТ – каков конечный эффект? Пострадает ИТ или бизнес, который эти ИТ поддерживает? Почему они должны оцениваться отдельно, а не комплексно с остальными?
- В сочетании дефицита квалифицированных кадров и неспособностью доносить ими технические проблемы до не-технического руководства, рекомендация побольше вовлекать ИТ-аудиторов в начальные фазы ИТ-проектов кажется несколько преждевременной.
- Неспособность доносить до руководства свои мысли – это всегда к неэффективности функции. Сложные технические вопросы не при чем. Дело сугубо в понимании проблемы и способности общаться. Тут если не можешь объяснить вопрос на уровне, понятном твоей бабушке – значит ты вопросом не владеешь.
Наиболее популярные сейчас технические проблемы
Первый раздел показывает динамику популярности технологических проблем за последние три года (согласно этому и предыдущим исследованиям). Затем идут две страницы текста рассуждений о важности технологий, разнообразии существующих проблем, и важности человеческого фактора, написанного в лучших традициях индусского кода. Заканчивается раздел неожиданной мыслью о том, что в современном мире аудитор должен стать мостом, соединяющим пропасть между бизнесом и ИТ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий