вторник, 29 ноября 2016 г.

Обзор изменений стандартов внутреннего аудита 2017 – курс на проактивность.

2017 год не за горами и вскоре вступят в силу обновленные международные стандарты внутреннего аудита. Пока представители локальных чаптеров корпят над их переводом, решил сделать обзор изменений.
Правок в тексте достаточно много. В глаза бросается более проактивная роль руководителя внутреннего аудита (Chief Audit Executive) в частности и функции в целом. Пройдемся сначала по руководителю внутреннего аудита (дальше по тексту CAE), а потом по всему остальному.

Изменения касательно CAE

Независимость и объективность

Стандарт 1110.A1 (деятельность внутреннего аудита должна быть свободна от влияния в определении объемов аудиторских процедур, их выполнения и коммуникации результатов) дополнился требованиями к CAE раскрывать попытки влияния правлению и обсуждать последствия.
Появился новый стандарт 1112 – Роли CAE вне внутреннего аудита. В случае наличия ролей у CAE вне внутреннего аудита (например в комплайенс, риск-менеджмент) стандарт требует обеспечить механизмы, ограничивающие влияние этих ролей на независимость и объективность CAE.

Программа качества

Интерпретация 1300 (Программа обеспечения и улучшения качества) дополнилась пожеланием к CAE активно привлекать правление к надзору за программой обеспечения и улучшения качества.
Аналогичное дополнение появилось также и в 1312 (Внешняя оценка), где CAE должен активно «поощрять» правление проводить внешнюю оценку для того, что снизить риск конфликта интересов.
В 1320 (Отчетность по программе обеспечения и улучшения качества), который требует от CAE коммуницировать результаты работы программы менеджменту и правлению, появилось детальное содержание такой отчетности:
  • Частота и объем внешней и внутренней оценки.
  • Квалификация и независимость оценщика (ов) или группы по оценке, в том числе потенциальные конфликты интересов. 
  • Выводы оценщиков.
  • План корректирующих действий.

Стандарты деятельности

Изменилась интерпретация 2010 (Планирование). Теперь CAE, при разработке риск-ориентированного плана, не «принимает во внимание существующие подходы по управлению рисками, если они есть, или использует свое профессиональное мнение», а «консультируется с высшим руководством и правлением для понимания организационной стратегии, ключевых бизнес-инициатив, ассоциированных с ними рисков и процессов управления рисками».
Стандарт 2050 из «Координации» превратился в «Координацию и доверие». Теперь CAE должен не только координировать деятельность и обмениваться информацией с другими внутренними и внешними поставщиками аудиторских и консалтинговых услуг для того, чтобы исключить дублирование усилий и обеспечить адекватное покрытие, но и оценивать компетентность и объективность других поставщиков, если планирует полагаться на их работу.
Интерпретация стандарта 2060 (Отчетность высшему руководству и правлению) теперь содержит перечень того, что CAE должен включать в отчетность высшему руководству и правлению:
  • Устав внутреннего аудита.
  • Независимость деятельности внутреннего аудита.
  • Аудиторский план и факт выполнения.
  • Требуемые ресурсы.
  • Результаты аудиторской деятельности.
  • Соответствие Кодексу этики и Стандартам, а также план действий по устранению любых существенных несоответствий.
  • Ответы менеджмента на риск, которые по мнению CAE, могут быть неприемлемы для организации.

Другие изменения

1130 (Влияние на независимость или объективность) дополнился 1130.A3, который разрешает внутреннему аудиту предоставлять аудиторские услуги в областях, где ранее предоставлялись консалтинговые, при условии, что предмет консалтинга не влияет на объективность команды.
Интерпретация 1300 (Программа обеспечения и улучшения качества) дополнилась уточнением, что внешний оценщик должен оценить соответствие Кодексу этики и Стандартам и может дать комментарии по операционным и стратегическим вопросам.
В интерпретацию стандарта 2000 (Управление деятельностью внутреннего аудита) добавлен еще один критерий эффективности управления деятельностью аудита. Теперь, помимо прочего, она считается эффективной, если учитывает тенденции и возникающие проблемы, которые могли бы повлиять на организацию.
2100 (Сущность работы внутреннего аудита) дополнено предложением о том, что репутация и польза внутреннего аудита повышаются, когда аудиторы проактивны и их оценки предлагают новые идеи и учитывают влияние в будущем.
В стандарте 2110 (Корпоративное управление) к перечню того, что должно попадать под оценку аудиторских процедур и предоставление рекомендаций, добавилось еще два пункта (причем в начало списка):
  • Принятие стратегических и операционных решений.
  • Надзор за управлением рисками и контролем.
Стандарт 2200 (Планирование аудиторского задания) дополнился требованием о том, что план должен учитывать стратегию компании, бизнес-цели и риски, релевантные к аудиторскому заданию. Об этом же говориться и в 2450 (Общие выводы) касательно выводов.
Согласно 2330 (Документирование информации) теперь информация, которые внутренние должны документировать для подтверждения результатов аудиторского задания, должна быть не только релевантной, но еще и достаточной, надежной и полезной.
 
В целом, достаточно здравая идея запихнуть очевидные вещи в стандарты, чтобы попробовать расшевелить приверженцев старой школы  "мы всегда так работали и все было хорошо". Посмотрим что из этого выйдет на практике.
 
P.S.
Перестановки абзацев, изменение регистра букв, замену слов синонимами и вставки ссылок на IPFF  оставлю для самостоятельной проработки истинным перфекционистам. ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий