Использование аутсорсинга - замечательная вещь. Не нужно содержать штат, обеспечивать его рабочими местами, помещениями и т.д. Достаточно лишь подписать договор и SLA и получать удовольствие. По крайней мере, так подают себя компании, оказывающие аутсорсинговые услуги.
В реальности, конечно, и стоимость может существенно превышать содержание собственных сотрудников, и с SLA могут быть проблемы... Но речь сегодня не об этом.
Как бы надежно мы не защищали свои данные в компании, как только они покидают ее пределы, попадая в руки аутсорсеров, уверенность в надежности защиты данных существенно падает.
Да, мы подписали NDA (договор о неразглашении). Да, в договоре написано "холить и лелеять".
Но уверенности нет. Чем же ее можно укрепить? Прописать требования к безопасности в SLA?
Откровенно говоря, прописать их грамотно на практике крайне не просто. Хотя и нужно. Составление SLA само по себе дело не простое, а включение туда грамотных требований по безопасности - задача и вовсе из разряда ракетостроения. Но это - только начало. Нужно еще определить механизмы оценки качества сервиса в разрезе выполнения требований по безопасности.
Если у компании есть сертификат соответствия международным стандартам по безопасности, вроде ISO 27001, можно попробовать полагаться на него. Если нет (что вполне логично - ведь в природе таких компаний практически нет) - можно попробовать заставить компанию проходить внешнюю оценку и предоставлять нам отчет.
На какие грабли можно наступить при использовании подобных вариантов?
Начнем с ISO, поскольку многие аутсорсеры заявляют о скорой сертификации "во благо клиентов". Что же, рассмотрим этотфантастический сценарий.
Темные стороны ISO 27001
фантастический сценарий с сертифицированным поставщиком услуг рассмотрели, возвращаемся на землю. Если у компании нет волшебной цветной бумажки сертификата, можно попробовать обязать компанию проходить регулярные внешние аудиты.
Проблемы внешнего аудита
Поскольку сервисная компания включит затраты на проведение аудита в наш счет, сразу зададимся вопросом - все ли еще стоимость услуг + стоимость аудита меньше стоимости собственного выполнения активности, отданной на аутсорс? Допустим, да - идем дальше.
Делаем аудит собственными силами
Заставить сервисную компанию впускать к себе наших аудиторов - вопрос технически не сложный. Другое дело, есть ли у нас в наличии достаточно квалифицированных ресурсов? Если да -может это сон? делаем аудит своими ресурсами - проблема закрыта. Если нет - зовем консультантов.
Стоимость консультантов не забыли добавить? Все еще выгодно? Тогда идем в проблемы привлечения консультантов.
Аудит по SAS 70
Как красиво подают стандарт консультанты, SAS 70 предназначен для оценки эффективности управления рисками и эффективности системы внутреннего контроля, обеспечивающей информационную безопасность и надежность услуг. Так вот же оно! То, что нужно!
Да и внешних компаний, готовых проводить оценку - хоть пруд пруди. Но, как говорил персонаж анекдота, есть один нюанс. Стандарт не предлагает типового набора целей аудита, поэтому результат в большей части зависит от качества постановки целей аудита. Т.е. мы должны четко понимать, что именно необходимо проверить и на предмет чего.
Кроме того, отчет второго типа содержит мнение аудитора о достоверности системы и пригодности дизайна контролей на данный момент времени и не распространяется на весь период. Т.е. контроли хорошо работали на момент аудита, а что было в течении, например, года - кто знает?
К счастью, этот недостаток восполнен в требованиях SSAE 16, который в этом году пришел на смену SAS 70.
Если не нравится SSAE 16 (вы - америкофоб?) - можно взять ISAE 3402 - международный стандарт, на основе которого SSAE 16 и создавался. Может это и есть то самое волшебное решение?
Проблемы внешнего аудита - ISAE 3402
Стандарт учел все недостатки своих предшественников и предстал перед нами во всей красе. В чем же подвох? А дело в том, что поголовное число консультантов на текущий момент обладает большим количеством буклетов о преимуществах данного стандарта, а вот опыта - увы и ах. Первые аудиты по PCI-DSS послужили замечательным примером того, как консультанты за счет заказчиков обучались работать по стандарту, предоставляя печально низкий уровень услуг. Такая же судбьа уготовлена и ISAE. Это не значит, что направление тупикове. Наоборот - в перспективе, как говорят консультанты, данный стандарт позволит вывести надежность аутсорсинговых услуг на новый уровень, но пока следует очень избирательно подходить к выбору консультантов, обращая внимание на наличие практического опыта использования стандарта. Да и в будущем это не помешает. Я бы остановился на тех, у кого богатый опыт SAS70 и точное понимание отличий его от нового стандарта, будь то ISAE или SSAE.
Есть еще проблемы использования аутсорсинга в облаках, но это тема достойна отдельного поста. Так что как-нибудь в другой раз.
В реальности, конечно, и стоимость может существенно превышать содержание собственных сотрудников, и с SLA могут быть проблемы... Но речь сегодня не об этом.
Как бы надежно мы не защищали свои данные в компании, как только они покидают ее пределы, попадая в руки аутсорсеров, уверенность в надежности защиты данных существенно падает.
Да, мы подписали NDA (договор о неразглашении). Да, в договоре написано "холить и лелеять".
Но уверенности нет. Чем же ее можно укрепить? Прописать требования к безопасности в SLA?
Откровенно говоря, прописать их грамотно на практике крайне не просто. Хотя и нужно. Составление SLA само по себе дело не простое, а включение туда грамотных требований по безопасности - задача и вовсе из разряда ракетостроения. Но это - только начало. Нужно еще определить механизмы оценки качества сервиса в разрезе выполнения требований по безопасности.
Если у компании есть сертификат соответствия международным стандартам по безопасности, вроде ISO 27001, можно попробовать полагаться на него. Если нет (что вполне логично - ведь в природе таких компаний практически нет) - можно попробовать заставить компанию проходить внешнюю оценку и предоставлять нам отчет.
На какие грабли можно наступить при использовании подобных вариантов?
Начнем с ISO, поскольку многие аутсорсеры заявляют о скорой сертификации "во благо клиентов". Что же, рассмотрим этот
Темные стороны ISO 27001
- Прелесть стандарта состоит в том, что для получения сертификата абсолютно не нужно, чтобы СУИБ охватывала все процессы и географические объекты компании. Т.е. сертифицированная СУИБ может не иметь никакого отношения (!) к процессам по обработки ваших данных.
- Стандарт не требует внедрения всех 133 контролей из приложения А (annex A), как многие думают. По большому счету, для успешной сертификации достаточно выполнить требования разделов с 4 по 8 и на этом ограничиться. Поэтому нужно внимательно почитать SoA (положение о применимости, обязательный документ по требованию стандарта) - какие именно контроли внедрены и почему. И, разумеется, убедиться в том, что интересующие нас контроли внедрены.
- На что еще нужно обратить внимание, так это на результаты оценки рисков и решение по их обработке. Если в компании определен высокий риск-аппетит, большинство оцененных рисков может быть попросту принято руководством компании (т.е. оставлено как есть). В результате мы имеем официально утвержденный перечень принятых рисков и ни одного контроля (крайний случай, конечно, но теоретически возможен). При этом, компания все еще соответствует требованиям стандарта.
- Снова оценка рисков. Методика, используемая для оценки рисков, может быть любая, удовлетворяющая скудным требованиям стандарта (читаем "почти все существующие методики"). Поэтому качественная оценка (например, риск высокий, средний или низкий) - вполне приемлемый вариант. Для аутсорсинговой компании разумеется, но не для вас. Субъективное понятие "средний уровень риска" может означать все, что угодно и оценить адекватность выбранных мер - просто не реально.
- Если мы прошли все предыдущие пункты и остались удовлетворены, неплохо бы убедиться, что компания не только построила СУИБ для сертификации, но и поддерживает сертификат (т.е. проходит соответствующий ежегодный аудит)
Проблемы внешнего аудита
Поскольку сервисная компания включит затраты на проведение аудита в наш счет, сразу зададимся вопросом - все ли еще стоимость услуг + стоимость аудита меньше стоимости собственного выполнения активности, отданной на аутсорс? Допустим, да - идем дальше.
Делаем аудит собственными силами
Заставить сервисную компанию впускать к себе наших аудиторов - вопрос технически не сложный. Другое дело, есть ли у нас в наличии достаточно квалифицированных ресурсов? Если да -
Стоимость консультантов не забыли добавить? Все еще выгодно? Тогда идем в проблемы привлечения консультантов.
Аудит по SAS 70
Да и внешних компаний, готовых проводить оценку - хоть пруд пруди. Но, как говорил персонаж анекдота, есть один нюанс. Стандарт не предлагает типового набора целей аудита, поэтому результат в большей части зависит от качества постановки целей аудита. Т.е. мы должны четко понимать, что именно необходимо проверить и на предмет чего.
Кроме того, отчет второго типа содержит мнение аудитора о достоверности системы и пригодности дизайна контролей на данный момент времени и не распространяется на весь период. Т.е. контроли хорошо работали на момент аудита, а что было в течении, например, года - кто знает?
К счастью, этот недостаток восполнен в требованиях SSAE 16, который в этом году пришел на смену SAS 70.
Если не нравится SSAE 16 (
Проблемы внешнего аудита - ISAE 3402
Стандарт учел все недостатки своих предшественников и предстал перед нами во всей красе. В чем же подвох? А дело в том, что поголовное число консультантов на текущий момент обладает большим количеством буклетов о преимуществах данного стандарта, а вот опыта - увы и ах. Первые аудиты по PCI-DSS послужили замечательным примером того, как консультанты за счет заказчиков обучались работать по стандарту, предоставляя печально низкий уровень услуг. Такая же судбьа уготовлена и ISAE. Это не значит, что направление тупикове. Наоборот - в перспективе
Есть еще проблемы использования аутсорсинга в облаках, но это тема достойна отдельного поста. Так что как-нибудь в другой раз.
Володя, хороший пост. Спасибо.
ОтветитьУдалитьА в чем принципиальная разница между "аутсорсером" и "сотрудником"? :-)
Знание и умение сотрудника так же декларативно в начале вашего с ним сотрудничества. Кодекс о труде меньше всего защищает Бизнес, а в договоре с "аутсорсером" такооое можно прописать ;-)
"Как бы надежно мы не защищали свои данные в компании, как только они покидают ее пределы, попадая в руки аутсорсеров, уверенность в надежности защиты данных существенно падает."
А че сотрудник домой не ходит? так и "аутсорсера" можно заставить ходить "с пустыми руками"...
Володя, пост не о том. :)
ОтветитьУдалитьТут мы предполагаем, что внутри компании все хорошо, а риски у третьей стороны.
Про сотрудников - как-нибудь отдельно. Это все-таки блог, а не книга :)