Штука, популярная в процессе управления ИТ, известном как "управление проблемами", прекрасно подходит как для нужд информационной безопасности, так и для аудита.
В любом случае она нам понадобится в ситуации, когда мы имеем ряд негативных проявлений, будь то инциденты информационной безопасности или признаки неэффективно работающего процесса. Главное, что что-то подсказывает нам, что у этих проявлений есть потенциально что-то общее - класс инцидентов, общий регион/подразделение/временной период или это просто сигнал от спинного мозга, и мы почувствовали, что за этим стоит
Для решения проблемы нужно выявить корневую причину (причины) и найти пути ее (их) устранения и предотвращения повтора в будущем. Звучит очень просто, но на практике это может оказаться не такой тривиальной задачей.
Далеко не всегда можно сразу назвать причину происходящего.
Например, большое количество инцидентов безопасности, регистрируемых SIEM, могут возникать в результате неправильного конфигурирования сети. Вроде все просто? Поправили и забыли. На небольшой период времени. А потом опять инциденты и та же причина. Копаем глубже, и видим, что вроде бы проблема в постановке процесса администрирования. Недосмотр администратора? Копнув еще глубже, понимаем, что проблема не в знаниях и навыках администратора, а в его мотивации. И знает, что можно внедрить контроль в процессе согласования изменения, который позволит избежать таких ситуаций, но не хочет это делать. Обидели его во время одного из проектов, вот он и доказывает всем, что он
Часто бывает, что причин несколько, и они имеют разный уровень вложенности, т.е. одна причина порождает, вторая - третью, а та уже является источником проблемы.
Классифицируем причины:
- Симптомы. Они являются не настоящими причинами, а скорее признаками существования проблемы.
- Причины первого уровня. Это причины, которые напрямую являются источником проблемы.
- Причины более низкого уровня. Это причины, которые порождают причины первого уровня. Хотя они и не являются непосредственным источником проблемы, причины более низкого уровня являются связующим звеном в цепочке причинно-следственных связей, которая приводит к возникновению проблемы.
- Корневая причина - причина, запускающая всю цепочку причинно-следственных связей, порождающую проблему.
Итак, рассмотрим подход по выявлению ключевой причины.
Разберем процесс по порядку:
- Идентификация проблемы - определить для себя, что проблема все-таки есть
- Формулировка проблемы - сформулировать в чем проблема состоит и добиться единого понимания от всех заинтересованных сторон
- Осознание проблемы - определение характера проблемы
- Идентификация основной причины - определить истинную причину, порождающую проблему
- Устранение основной причины - выполоть корень зла, порождающий проблемы
- Мониторинг симптомов - наблюдаем, не проявятся повторно симптомы, сигнализирующие, что от проблемы мы не избавились. Если они все же проявились - основная причина была определена не верно - возвращаемся в начало
На сегодня все. В следующий раз об инструментах выявления основной причины.
часть 2 ->
Комментариев нет:
Отправить комментарий