вторник, 22 сентября 2015 г.

Скажи мне кто твой друг... В соцсети.

Раньше мне очень нравилась сеть LinkedIn. По сути единственная  нормально созданная для бизнеса социальная сеть. Но ее лучшие времена уходят в прошлое. Лента пестрит математическими загадками для первоклассников, веселыми картинками от рекрутеров, которые считают свою работу самой тяжелой в мире, и поучительными комиксами о том, чем лидер отличается от менеджера и что сотрудники уходят не из компаний, а от плохих руководителей. Не хватает только котиков, селфи ног и граница с ВКонтакте и Facebook будет стерта окончательно. В профессиональных группах, где когда-то активно обсуждались различные интересные бизнес-темы, много месяцев стоит тишина. И только активные спамеры наполняют когда-то профессиональные группы абсолютно не относящимся к теме группы мусором. Но пост сегодня  не об этом. А о еще одном неприятном тренде последних месяцев - растущем количестве мошенников, использующих кражу личности. Вид мошенничества, появившиеся еще задолго до появления интернет, прекрасно себя чувствует в цифровой среде.

Прелесть работы мошенника  в цифровой среде в том, что нет личного общения.  Мошенник придумывает себе легенду и веером рассылает приглашение "дружить профайлами". Многие люди склонны принимать такие приглашения не задумываясь. После этого можно разослать приглашения по списку контактов новоиспеченного знакомого. Поскольку уже есть общие знакомые, о чем услужливый LinkedIn не забывает напоминать, люди еще более охотно принимают приглашения. Хорошенько нарастив базу контактов, можно переходить к основной цели. Она может быть разной - это и старое доброе выманивание денег, и рассылка спама, и очень популярные сейчас "формирование общественного мнения" Ыкспертами. Я и раньше получал и описывал забавные приглашения (раз, два). Обычно мошенники делают свой профиль достаточно лениво - плохо продуманная легенда, отсутствие деталей в профиле и первое попавшееся в интернете фото. Яркий пример с министром республики Гана. Я находил их забавными и последнее время даже не упоминал. Но их количество выросло с одного-двух за год до пол-дюжины за месяц, а мои знакомые продолжают принимать приглашения. Поэтому решил еще раз напомнить знакомым (и незнакомым), что принимать приглашение в социальных сетях от всех без разбора, не самая удачная практика. Сегодняшний пациент мне показался интересным, так что я решил остановиться на его примере. Итак, знакомьтесь - James Gibson и его профайл.

Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, что профиль липовый. Невнятное описание профессии и отсутствие названия компании (1), работа только в одной  компании без названия (4) в Украине (2),  полное отсутствие деталей о себе (6). Обычно в этом месте я нажимаю кнопку "отклонить", а затем "сообщить о спаме". Но, поскольку у него уже было 138 контактов (3) и наличие общих знакомых(5),  я решил посмотреть более детально. Поскольку единственным источником информации было фото - его и использовал для поиска.
Результат меня удивил. Это оказалась не просто украденная в интернете фотография, а набор фото, используемых мошенником в различных профилях социальных сетей.

Легким движением руки брюки превращаются  украинский сотрудник превращается в британского ....
Facebook
Frank Desmond
Worked at Construction engineering
Studied at Harvard University
Lives in Westbury, Wiltshire
From London, United Kingdom

И в американского...

person.com
Lucas Henshaw
47 y.o.
Orlando
United States

Facebook
Henshaw Lucas
Worked at Sales Managers
Studied at University of Houston
Lives in Orlando, Florida
From Houston, Texas



В конце концов, ваше дело с кем дружить в социальной сети. Главное понимать кто эти люди и каковы их намерения.



1 комментарий:

  1. Володя, очень правильная статья. Сам недавно чистил список контактов в LinkedIn и Facebook. Не поверишь - 400+ человек, которых я знаю в лицо или пересекался на профильных мероприятий из... 850+!!!

    "Сара, кто все эти люди!" (с) старый еврейский анекдот.

    ОтветитьУдалить