вторник, 6 ноября 2012 г.

Социальные сети: бороться или возглавить?

Несмотря на то, что тема уже давно не новая и много раз пережевана, компании продолжают наступать на те же грабли. Информация, иногда очень конфиденциальная, утекает через социальные сети со страшной скоростью, нанося репутации (и не только) компаний достаточно ощутимый ущерб. При этом, большая часть утечек происходит не по злому умыслу сотрудников, а по причине банальной неосведомленности. Захотел, к примеру, сотрудник похвастаться своими достижениями на работе. Опубликовал в каком-нибудь линкедине в своих заслугах руководство проектом Х. Да вот незадача - информация о том, что компания-работодатель вообще интересуется данным направлением, а тем более ведет проекты - секрет стратегического уровня. Или сделал сотрудник фото своего рабочего места и опубликовал в сети. А на рабочем месте конфиденциальный документ. Да еще и достаточно хорошо читаемый на фото. Или ответил на провокацию  в комментах на всех 12345+ "друзей" и "друзей друзей" и "друзей друзей друзей". Да и слил сгоряча информацию "для внутреннего использования". Утечки такого же типа, что были до соц. сетей: беседа в лифте/кафе/самолете при посторонних. Разница лишь в том, что в случае соц. сетей, с нами "в лифте" едет и слушает половина интернета. И поставив "лайк" под неосторожным постом, каждый посторонний человек увеличивает аудиторию "в лифте" в геометрической прогрессии.
Добавляем ко всему вышесказанному осознанный сбор информации в рамках конкурентной разведки. Многие уже давно оценили социальные сети как богатый источник разнообразной информации. И занимаются ее сбором и обработкой профессионально. Тут уже при неосознанном сливе информации можно заработать и прямые убытки компании.    
Не смотря на то, что пьедестал "самого слабого звена" незыблемо занимает человеческий фактор, большинство компаний по-прежнему продолжают использовать бинарную логику в подходах по использованию социальных сетей - разрешать все / запрещать все. Т.е. борются не с причиной, а симптомами. 
О бессмысленности и неэффективности запрета социальных сетей я уже писал пару лет назад. Запрет по факту не работает, а сотрудники как не понимали, так и не понимают почему произошел запрет и продолжают неосознанно сливать информацию во всемирную помойку паутину.
Но это еще не все. Бездумно запрещая использование соц. сетей, компания лишается достаточно мощного инструмента продаж. Использование зомбоящиков телерекламы и прочих традиционных методов продвижения продуктов теряет свою эффективность. Покупатели постепенно приобретают иммунитет к традиционной рекламе и реагируют на нее все чаще раздражением. Другое дело вирусная реклама и "советы знакомых" публикуемые специально обученными ботами и разносимые в массы трудолюбивыми хомячками: "Я прочитала на форуме, что 2,147,483,647 мам дают положительные отзывы по продукту Х или компании Y." Прочитав такой отзыв, делаешь для себя вывод, что "2,147,483,647 леммингов не могут ошибаться" и "нужно, если не купить, то хоть посмотреть". Ну а вирусная реклама? "Это же просто прикол. Я поставлю "лайк" и разошлю друзьям.". В маркетинговых подразделений компаний даже появились новые (ну как новые, в астрономическом масштабе несколько лет - ничто)  должности - специалисты по продвижению продукта в социальных сетях. Можно еще долго рассуждать о том, как работает система бизнес-контактов и т.д., но не буду. В общем, это работает, и отказываться от такого канала продаж для многих компаний просто не разумно.
Ну, а чтобы обезопасить использование сетей, нужно не запрещать, а объяснять. Безусловно, без суровой, но справедливой  понятной и доходчивой политики не обойтись, но сама по себе она быстро забывается. Так, что лучше всего дополнить ее тренингами или обучающими фильмами  с красочными примерами из жизни "как кто-то сделал что-то и чем ему это вылилось". И показывать / доносить их в первый день работы нового сотрудника. Ну и освежать его знания на эту тему хотя бы раз в год.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий