Решил сделать мини-обзор литературы на тему soft skills, полезной для специалиста по ИБ / аудитору ИБ/ИТ, консультанта по ИБ ... да и вообще. Литературы существует огромное множество и, как всегда, что-то полезное, а что-то - мусор. Кратенькие отзывы по тем книгам, прочтение которых не показалось напрасно потраченным временем и дало пользу. В списке есть далеко не новые книги, но все актуальны.
Роберт Чалдини "Психология влияния." Лучшая книга по социальной психологии, которую я читал. В отличие от огромного количества книг по переговорам/влиянию/манипулированию/противодействию манипулированию, построенных по принципу "поваренной книги", т.е. в таком случае сделайте это, книга объясняет почему человек поступает так в том или ином случае. Понимая эти основы не нужно заучивать "рецепты", которые к тому же не всегда срабатывают. Можно просто оперативно реагировать по ситуации. В мемориз однозначно.
Серия книг Владимира Козлова. "Минные поля переговоров", "Психотехники особых коммуникаций", "Инструменты персонального влияния на переговорах", "Приемы перехвата управления", "Ловушки общения", "Техники управления агрессией" и т.д. Данная серия построена по принципу рецептов кулинарной книги с элементами самоплагиата. Для расширения кругозора сойдет. Может показаться, что не очень лестный отзыв. Но если сравнивать огромным количествоммакулатуры книг на данную тему,
серия приятно отличается в положительную сторону. Вся серия в аудио
формате - можно слушать в машине по дороге на работу.
Карстен Бредемайер. "Черная риторика". Из той же оперы, что и серия Козлова.
По данному разделу пока все. Остальные книги (достаточно большой список) хотелось бы представить в виде черного списка книг, прочтение которых вызвали сожаление о потраченном времени. Но тратить время на составление данного списка тоже жалко.
Итан Расиел "Метод McKinsey". Мастрид для консультантов. Описывает будни консультантов McKinsey, малоотличающийся от будней аналогичных компаний (вроде большой четверки). Достаточно много разнообразных полезных советов как правильно делать ту или иную вещь. От решения проблем до хитростей проживания в командировках.
Владимир Демин "Плохие консультанты 2". Книга раскрывает отличие мотивации заказчика и консультанта и какие из этого возникают проблемы. Ну и, разумеется, советы, как эти самы трудности избегать. Написана в первую очередь для заказчиков, но и консультанты смогут почерпнуть для себя много полезного. В часности те советы, которые даются заказчикам, могут спокойно предлагаться консультантами как "особенности их уникального подхода".
Дэвид Майстер. "Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги." В целом, книга рассчитана на старших менеджеров и партнеров. Но полезна даже на уровне консультантов. Раскрываются многие вещи, дающие ответ почему так происходит в компании и нормально ли это. Например то, что высокая текучка в консалтинговой компании - это не только норма, но и необходимое условие нормальной работы компании.
Барбара Минто. "Золотые правила Гарварда и McKinsey. Правила магической пирамиды для делового письма." Как часто бывает, не совсем корректный перевод. В оригинале - "The Pyramid Principle. Logic in writing and thinking." Без золотых правил и магии. Нет, книга не посвящена финансовым пирамидам. Она посвящена логике, типам логических взаимосвязей и как это все наиболее эффективно использовать в деловом письме, чтобы получить на выходе понятный текст. Пожалуй, одна из лучших книг, которые я читал по данной тематике.
Джин Желязны "Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей." Однозначно мастрид для тех, у кого проблемы в выборе типа диаграммы для визуализации данных. Очень доходчиво описано в каком случае какой тип диаграммы использовать и чем чреват неправильный выбор. Большое количество примеров.
Игорь Осипенко. "Секреты прибыльного голоса." Аудио книга. В бумажной версии нет, поскольку без звука не имеет смысла. Это скорее книга - мотиватор. Она не рассказывает о том, как заработать правильный голос. Но является отличной демонстрацией того, каким этот голос может быть и какую пользу из этого можно почерпнуть. Пробуждает интерес к постановке голоса для улучшения искусства презентации.
Алексей Каптерев. "Смерть через PorwerPoint." На самом деле, это не совсем полноценная книга, а презентация. Но в ней собраны и очень наглядно приведены основные проблемы презентаций. Электронную версию можно найти тут.
Переговоры / сложные переговоры /
манипулирование
Роберт Чалдини "Психология влияния." Лучшая книга по социальной психологии, которую я читал. В отличие от огромного количества книг по переговорам/влиянию/манипулированию/противодействию манипулированию, построенных по принципу "поваренной книги", т.е. в таком случае сделайте это, книга объясняет почему человек поступает так в том или ином случае. Понимая эти основы не нужно заучивать "рецепты", которые к тому же не всегда срабатывают. Можно просто оперативно реагировать по ситуации. В мемориз однозначно.
Серия книг Владимира Козлова. "Минные поля переговоров", "Психотехники особых коммуникаций", "Инструменты персонального влияния на переговорах", "Приемы перехвата управления", "Ловушки общения", "Техники управления агрессией" и т.д. Данная серия построена по принципу рецептов кулинарной книги с элементами самоплагиата. Для расширения кругозора сойдет. Может показаться, что не очень лестный отзыв. Но если сравнивать огромным количеством
Карстен Бредемайер. "Черная риторика". Из той же оперы, что и серия Козлова.
По данному разделу пока все. Остальные книги (достаточно большой список) хотелось бы представить в виде черного списка книг, прочтение которых вызвали сожаление о потраченном времени. Но тратить время на составление данного списка тоже жалко.
Да, и самое главное. Перечисленные книги посвящены манипулированию. Если вы строите долгосрочные отношения, манипулированием лучше не злоупотреблять.
Для консультантов "все-в-одном"
Итан Расиел "Метод McKinsey". Мастрид для консультантов. Описывает будни консультантов McKinsey, малоотличающийся от будней аналогичных компаний (вроде большой четверки). Достаточно много разнообразных полезных советов как правильно делать ту или иную вещь. От решения проблем до хитростей проживания в командировках.
Владимир Демин "Плохие консультанты 2". Книга раскрывает отличие мотивации заказчика и консультанта и какие из этого возникают проблемы. Ну и, разумеется, советы, как эти самы трудности избегать. Написана в первую очередь для заказчиков, но и консультанты смогут почерпнуть для себя много полезного. В часности те советы, которые даются заказчикам, могут спокойно предлагаться консультантами как "особенности их уникального подхода".
Дэвид Майстер. "Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги." В целом, книга рассчитана на старших менеджеров и партнеров. Но полезна даже на уровне консультантов. Раскрываются многие вещи, дающие ответ почему так происходит в компании и нормально ли это. Например то, что высокая текучка в консалтинговой компании - это не только норма, но и необходимое условие нормальной работы компании.
Презентация, визуализация, отчетостроение
Барбара Минто. "Золотые правила Гарварда и McKinsey. Правила магической пирамиды для делового письма." Как часто бывает, не совсем корректный перевод. В оригинале - "The Pyramid Principle. Logic in writing and thinking." Без золотых правил и магии. Нет, книга не посвящена финансовым пирамидам. Она посвящена логике, типам логических взаимосвязей и как это все наиболее эффективно использовать в деловом письме, чтобы получить на выходе понятный текст. Пожалуй, одна из лучших книг, которые я читал по данной тематике.
Джин Желязны "Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей." Однозначно мастрид для тех, у кого проблемы в выборе типа диаграммы для визуализации данных. Очень доходчиво описано в каком случае какой тип диаграммы использовать и чем чреват неправильный выбор. Большое количество примеров.
Игорь Осипенко. "Секреты прибыльного голоса." Аудио книга. В бумажной версии нет, поскольку без звука не имеет смысла. Это скорее книга - мотиватор. Она не рассказывает о том, как заработать правильный голос. Но является отличной демонстрацией того, каким этот голос может быть и какую пользу из этого можно почерпнуть. Пробуждает интерес к постановке голоса для улучшения искусства презентации.
Алексей Каптерев. "Смерть через PorwerPoint." На самом деле, это не совсем полноценная книга, а презентация. Но в ней собраны и очень наглядно приведены основные проблемы презентаций. Электронную версию можно найти тут.
Добрый вечер, Владимир.
ОтветитьУдалитьСпасибо за Ваш обзор.
Сам я тоже много читаю и могу порекомендовать вот какие книги:
1. Все книги Девида Майстера. Вы его упомянули, остальные книги тоже хороши.
2. "Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач". Это в продолжение темы McKinsey
3. "Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации" Никита Непряхин. Пожалуй одна из моих любимых книг про аргументацию
4. "Скорость доверия. То, что меняет все" Стивен Кови (младший).
5. "Искусство управленческой борьбы" Владимир Тарасов. В принципе, у Тарасова тоже можно все читать...
6. У упомянутого Вами Осипенко и его коллеги Парабеллума тоже можно найти интересные книги, не все, но толковые есть.
Про часть из них я уже писал в своем блоге, может еще что-то вас заинтересует...